О компании     Как оплатить?     А в кредит можно?     А привезете?     А как вас найти?     А у меня сломалось...      
 
 
Компьютерный интернет-магазин
Товаров: 0
Сумма: 0
Курс (нал): 62.00
Безнал: 64.50
(499) 700-00-40
ICQ12325772 ICQ21969923  
 
 
 
 
 
 
 
 
Кредит

Подарки выбери себе сам

Trade-In

 
 

Забытый Барминград: как в СССР проектировались лунные города

В то время задание казалось не более фантастичным, чем полет человека в космос или изготовление луноходов. К разработке долговременной базы на Луне КБ приступило в 1962 году. Был даже установлен срок заселения первого лунного города — конец 80-х. К слову, долговременная орбитальная станция считалась куда более сложным делом. Существовало и неофициальное название города — Барминград, по фамилии генерального конструктора КБ Владимира Бармина.

Самым реальным проектом была Р-56, представляющая связку уже отработанных блоков. По словам одного из разработчиков баз Юрия Дружинина, в качестве ракет-носителей для доставки грузов и космонавтов на Луну рассматривались три варианта: УР-700 конструкции Челомея, Р-56 — Янгеля и Н-1 — Королева. Тем не менее, советским правительством в качестве основного транспортного лунного корабля был выбран гигантский носитель Н-1 стартовой массой 2200 т, способной выводить на орбиту полезный груз в 75 т. Самым нереальным — королевская Н-1, которую предстояло разработать с нуля. Персонал на базу должен был доставляться лунными кораблями ЛК, разрабатываемыми КБ Королева для высадки советских космонавтов на Луну.

Для военных это гигантская пусковая площадка для размещения боевых ракет, практически неуязвимых с Земли, и база для размещения разведывательной аппаратуры, следящей за США. Для чего нашей стране понадобилась база на Луне? Геологи собирались заняться разведкой полезных ископаемых: в частности, спутник Земли богат тритием, идеальным топливом для термоядерных электростанций будущего. С научной точки зрения Луна, прежде всего, интересовала как превосходная астрономическая база.

Всего же к работам по созданию лунного города было привлечено несколько тысяч (!) организаций. Барминское КБ общего машиностроения было всего лишь головной организацией. Программа предусматривала и три этапа развертывания базы. Работы делились на три основных темы: сооружения, налунный транспорт и энергетика. Потом на Луну доставлялся первый цилиндрический модуль базы, луноход и первые космонавты-исследователи. Сначала к Луне стартовали автоматические аппараты, которые должны были доставить на Землю пробы грунта с места предполагаемого размещения базы. Работа на базе планировалась вахтенным методом по 12 человек, половина — космические монтажники. Далее налаживалось регулярное сообщение по маршруту Земля — Луна — Земля, доставлялись новые модули базы, луноройная техника, монтировалась атомная электростанция, и начиналось плановое освоение естественного спутника. Каждая смена — по полгода.

Единственное, что было понятно, — для эксплуатации в условиях Луны не пригодны специальные сооружения, разработанные для исследования Арктики, изучения океанских глубин и для полета человека в космос. Специфика первого этапа разработки лунной базы заключалась в том, что на момент начала работ не было не только опыта пилотируемой космонавтики, но даже точных данных о структуре поверхности Луны. Надо еще заставить конструкции надежно работать многие годы. Чтобы обеспечить длительное пребывание человека на Луне недостаточно сочетать в одной конструкции легкость арктических домов, прочность батискафов и защищенность космических кораблей. Конструкция должна обеспечить существенно большие рабочие объемы, по сравнению с транспортными. Необходимым требованием при создании лунных стационарных сооружений стало условие трансформации конструкции.

Выбранная конфигурация подкупала удобством планировки и хорошим сочетанием конструктивных элементов жесткого каркаса с внутренней мягкой оболочкой. В начальной стадии разработки архитекторы взяли за основу привычную прямоугольную форму сооружения. Заполнение ячеек вспенивающимися пластмассами давало возможность получить прочные и надежные лунные сооружения. Силовой ребристый остов был компактен при перевозке и легко трансформировался. Основной вопрос космической архитектуры — определение рациональных размеров помещений и организация внутреннего пространства ячеек. Но кубическая форма в архитектуре оказалась неоптимальной для Луны. Лишний объем только ухудшал весовые характеристики помещений.

Интерьер оборудовался надувной мебелью. В итоге остановились на цилиндрических и сферических помещениях. Для парирования эффекта замкнутого пространства архитекторы подбирали специальные цветовые сочетания окраски интерьера и разрабатывали новые виды освещения. Учитывая рекомендации психологов, ячейки для проживания проектировались для двух человек. КПД передачи световой энергии для таких устройств достигал 80%. Для передачи световой энергии от солнечных концентраторов применялись гибкие и полые световоды, изготовленные из пленочных материалов. Поэтому на базе планировались мнимые окна с нарисованными пейзажами, которые периодически бы менялись. Опыта длительных полетов не было, и психологи предсказывали скорую депрессию лунных жителей. На экран перед велотренажером предлагалось проецировать заранее снятые фильмы, чтобы создать у космонавтов эффект поездки по обычной Земле.

В различных НИИ отрабатывались различные технологии трансформируемых конструкций. По сути, в СССР впервые серьезно занялись дизайном и эргономикой жилых помещений. Рассматривались ленточные конструкции. Например, надувные самозатвердевающие здания. На месте она заполнялась сжатым воздухом, надувалась и в дальнейшем сохраняла форму самостоятельно. В транспортном состоянии сооружение напоминало металлическую цилиндрическую оболочку, только сдутую и скрученную в рулон. Готовые сооружения из такого материала особым образом сплющивали, превращая в компактную лепешку, и транспортировали на Луну. Наиболее интересными были сооружения из биметаллов — материалов с тепловой «памятью». Но все эти фантастические конструкции так и не преодолели стадий макетных испытаний. Под действием высокой температуры (днем на поверхности Луны +150°C) конструкция принимала первоначальный облик. Бармин в итоге остановился на довольно обычном цилиндрическом модуле-бочке.

По непонятным соображениям его пустили в утиль, и от него сейчас сохранились только фотографии плохого качества. Полноразмерный прототип в полную величину был построен в КБ общего машиностроения, и на нем довольно долго отрабатывалась компоновка будущих модулей базы. Сама же первая база должна была состыковываться из девяти модулей (каждый длиной 4,5 м), которые должны были постепенно доставляться на Луну транспортными кораблями.

В дальнейшем планировалась постройка настоящего лунного города — с кинотеатром, обсерваторией, атомной электростанцией, научным центром, мастерскими, спортзалом, столовой, оранжереей, системой создания искусственной тяжести и гаражами для лунного транспорта. Готовая станция сверху должна была быть засыпана одним метром лунного грунта, который по своим характеристикам является идеальным теплоизолятором и служит прекрасной защитой от радиации. Разработкой занимался ленинградский ВНИИТрансМаш, более известный созданием бронетехники. Для лунного города планировалось три вида транспорта — легкий и тяжелый луноходы и основная многофункциональная машина «Муравей». Часть машин должна была работать от аккумуляторов, часть — от солнечной энергии, а те, что предназначались для дальних походов, снабжались атомными малогабаритными реакторами.

К этому времени американцы уже три года как разгуливали по Луне. Три предыдущих пуска также окончились катастрофой. А без носителя потерял смысл и проект лунного города. Руководство СССР принимает решение о сворачивании программы Н-1 — самой громкой неудачи Королева.

Философия модульного построения базы, когда вокруг основного модуля стыковкой достраиваются функциональные блоки, жива до сих пор: по этому принципу создавалась космическая станция «Мир» и строится Международная космическая станция сейчас. Многие технологии, разработанные для лунного города, в дальнейшем нашли свое применение. Разработками по эргономике воспользовались конструкторы подводных лодок: нынешние интерьеры атомных ракетоносцев — прямые потомки лунных жилищ. Вантовые конструкции пригодились при проектировании радарных комплексов. Фантастика! И только в нашей стране есть люди с уникальной профессией — архитекторы лунных городов.

Дата публикации: 08-10-2019

Ещё новости


  27.08.2022  Bitcoin упал на 6%, Ethereum – на все 10,5%. Главные криптовалюты мира все никак не выберутся из ямы, в которую их загоняет американский регулятор

Bitcoin тоже упал, но не так сильно: минус 6% и актуальный курс — чуть больше 20 000 долларов. Ethereum не помогает намеченное на 15 сентября объединение сетей и последующий переход на алгоритм...

  19.10.2022  Вышел Node.js 19.0

  20.11.2022  Многие производители кабелей Lightning уже закрылись: из-за перехода iPhone на USB-C закроется до 80% таких компаний

Он заявил в своем посте, что скорость проводной передачи новых смартфонов существенно увеличится. Известный аналитик Минг-Чи Куо заявил на прошлой неделе, что все смартфоны серии iPhone 15 получат разъёмы...

  26.08.2022  Первый флагман на Snapdragon 8 Gen 2 может появиться не у Xiaomi и не у Motorola. В борьбу «лучших и первых» включается третья компания

Однако в 2021 году Xiaomi опередила Lenovo — ее Moto Edge X30 дебютировал как первый в мире смартфон на Snapdragon 8 Plus Gen 1 9 декабря 2021 года, в то время как премьера линейки Xiaomi 12 состоялась...

  19.04.2023  «Старший брат» «Москвича 3»: в России начались «живые» продажи 180-сильного JAC JS6

По габаритам он сопоставим с Haval F7 и Nissan X-Trail: они составляют 4605?1890 х 1700 мм при колесной базе 2720 мм. JAC JS6 — это «старший брат» JS4, который выпускают в России под названием «Москвич...



Все новости
 
 
  © 2003-2024 Ноутбуки и компьютеры
Все права защищены