О компании     Как оплатить?     А в кредит можно?     А привезете?     А как вас найти?     А у меня сломалось...      
 
 
Компьютерный интернет-магазин
Товаров: 0
Сумма: 0
Курс (нал): 62.00
Безнал: 64.50
(499) 700-00-40
ICQ12325772 ICQ21969923  
 
 
 
 
 
 
 
 
Кредит

Подарки выбери себе сам

Trade-In

 
 

«Студенты сами инициируют в университетах процесс внедрения онлайн-курсов»

Насколько то, чем вы занимаетесь, пересекается с Coursera? Василий, самый известный проект в области онлайн-образования — наверное, Coursera.

Когда мы начинали свой проект, то в какой-то мере ориентировались на зарубежные аналоги. Безусловно, есть вещи, в которых мы пересекаемся. И когда мы задумывали российский проект, с одной стороны понимали, что надо ориентироваться на лидеров, нужно смотреть, какие они используют технологии, как работают на рынке формального и дополнительного образования, доступа к знаниям и к информационным ресурсам. В то время их было три: Coursera, edX, Udacity.

В мире уже появлялись первые образовательные программы, которые стоили в десятки раз дешевле и были доступны студентам со всего мира. В то время как весь мир уже говорил о том, какая часть образовательных программ в ближайшем будущем уйдет в онлайн, в России фактически не было ни одного онлайн-курса.

Естественно, это будет ориентировать их на работу в других экономиках, не в российской. Вот в этот момент мы поняли, что скоро наши студенты уйдут на зарубежные сайты, они будут учиться по тем учебникам, которые написали зарубежные университеты.

Прежде всего тот, который будет ориентирован на сегодняшний контингент студентов, который будет их вовлекать в разные направления подготовки еще на уровне школы: когда они смогут получить некоторую профориентацию; когда они смогут попробовать себя, узнать и о направлениях подготовки, и о российских университетах, которые создали эти курсы. И тогда мы поняли, что нужно делать российский аналог.

Вы его ориентируете как масштабный инструмент удержания профессионалов в российской среде. То есть проект стратегический.

Ведь это крупный международный проект, имеющий финансово, скорее всего, большие ресурсы; по количеству курсов, скорее всего, уже сегодня вас превосходящий. А почему вы считаете, что будете в состоянии конкурировать с Coursera? И как вообще устроена конкуренция между вами и Coursera? Кстати, что по динамике количества курсов: в состоянии ли вы нагонять и как?

Именно поэтому мы изначально не взяли на себя роль тягаться во всех рынках и направлениях сразу. Вопрос непростой, потому что сегодня Coursera обгоняет все проф-форумы, наверное, вместе взятые в мире по количеству курсов, по количеству университетов, которые с ними работают. Наш выбор в сторону высшего формального образования — стратегический, он позволяет нам сегодня, по крайней мере в этой части, на российском рынке быть лидерами по отношению к Coursera тоже.

Это лидеры по подготовке курсов в России?

Это два вуза, которые имеют наибольшее количество курсов и наилучшим образом представлены на всех платформах одновременно. По совокупности всех платформ, да.

Мы фактически закрываем последовательно учебный план в наших российских университетах. Мы сегодня идем очень целенаправленно: мы закрываем не просто какие-то отдельно взятые дисциплины, отдельно взятые области знаний и так далее. И поэтому на Coursera нельзя встретить, например, курс по истории России, курс по физике, по математике.

Никто на Coursera размещать курсы, соответствующие российскому стандарту, по определению не будет. У нас есть преимущество: курсы соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам. Это позволяет нам конкурировать именно за студентов.

Перенести оценку с Coursera можно очень избирательно. Поскольку, освоив курс на нашей платформе, он получает такой сертификат, который можно в соответствующем месте учебного плана засчитать, перенести эту оценку в диплом. Нет гарантии, что та или иная дисциплина сможет в учебный план вписаться.

То есть то, что вы сейчас делаете — это онлайн-приставка к существующему высшему образованию в России?

Это не они вас дополняют, а вы скорее. Но вы же явно не являетесь основным образовательным телом.

Почему он станет неотъемлемым?

Сегодня им комфортно учиться 24 часа в сутки, имея доступ к контенту в любое время, на любом устройстве. Прежде всего, потому, что его выберут студенты. Поэтому студенты достаточно активно сами инициируют в университетах процесс внедрения онлайн курсов, замещающий, отчасти, традиционные процессы. Им удобно, когда этот контент сделан качественно, выверен многократно, когда можно использовать разные формы получения информации, мгновенно получать обратную связь от автоматизированных систем проверки заданий и так далее.

Критиковать можно?

То есть он у вас устроен таким образом, что сегодня у него обед, а завтра он не работает. Я не смог не попробовать воспользоваться сервисом, и меня сильно демотивировала невозможность включить любой курс в любое время. Но почему вы не позволяете студентам хотя бы материалы пройти в свободном режиме? В целом, мотивация более-менее понятна, поскольку вы даете оценки, оцениваете, то вы не можете это в любое время делать.

Темпы развития платформы не позволяют сделать это раньше, они определяются разными факторами, связанными, в том числе, с инвестированием. Это у нас есть в планах: в течение ближайшего года-двух мы постараемся сделать так, чтобы доступ к материалам был. Платформа финансируется самими университетами.

Здесь есть только деньги, которые вкладывают сами университеты и которые они должны, фактически, получать обратно через две модели возврата инвестиций. Мы не имеем никакого внешнего источника, например, государственного. Первая — это напрямую оплата обучающимися онлайн-курсов, а второе — это продвижение образовательных программ и продуктов.

То есть это еще и инструмент маркетинга университетов?

И пока работает только он. Конечно, в первую очередь. Пока курсы настолько дешевы для студентов, что даже поддержка и сопровождение полные деньги университетов не отбивают.

Мы же пытаемся вписаться в учебные планы, мы хотим, чтобы студенты осваивали онлайн-курсы в каком-то графике, приближенном к их учебному году. Я поясню.

Но базовая модель — это все-таки зачет дисциплины в рамках учебного года, семестра. Да, совершенно верно.

Поскольку количество людей там достаточно большое, то ставка делается на коммуникации между ними. Есть еще одна очень важная особенность, она касается всех открытых онлайн-курсов. Используются разные взаимные проверки, например, заданий. И курсы становятся не просто набором материалов, но и сообществом обучающихся, которые помогают, подсказывают.

Это инструменты самого портала? А как устроены коммуникации между обучающимися?

За счет синхронизации процесса обучения, когда все студенты в одну и ту же неделю проходят одни и те же лекции, решают одни и те же задачи — они могут очень быстро друг другу отвечать. Конечно.

От кого?

И отсюда ответ на ваш вопрос. От одного из тех, кто сейчас думает над тем же. Мы должны синхронизировать процесс обучения всех 15 тысяч человек для того, чтобы они друг другу помогали, и это для них было интересней.

И сколько примерно (такой типовой показатель) на одном курсе присутствует? А сколько людей учатся на openedu.ru?

Есть интересные просто сами по себе, и туда приходит гораздо больше людей. Курсы очень разные. Туда приходят только те студенты, которым очень нужен зачет. Есть совсем технические, по сопромату какому-нибудь. В общей сложности у нас сейчас 370 тысяч студентов. Хотя, кстати, там есть еще и профессионалы.

Насколько автоматической? Вы сказали, что у вас есть инструменты для автоматической оценки знаний.

Все время смотрится статистика ответов, выверяется, насколько правильно составлен этот тест и так далее. Ни одна система онлайн-обучения не обходится без традиционных тестов, но здесь, естественно, это не просто набор вопросов.

Например, Уральский федеральный университет создавал виртуальную лабораторию: студент попадает в какую-то трехмерную среду, максимально приближенную к реальной лаборатории в университете, и может выполнять там какой-то набор действий. Помимо этого есть много разных инструментов, которые университеты либо придумали сами, либо взяли где-то. Оценка правильности этих действий, в идеальном варианте — правильности принятия решений в процессе достаточно свободного набора действий, автоматически производится.

Есть взаимная проверка, вот единственное, где используется человеческая проверка. В онлайн-курсах недопустима оценка со стороны преподавателя по простым причинам: если у тебя 15 тысяч студентов, проверить и дать обратную связь при синхронном их обучении невозможно. Это когда работа студента попадает к случайно выбранным трём или пяти студентам на проверку.

При этом оценивающие студенты уже дальше прошли этот курс или все параллельно?

Сначала все пишут задания, потом все друг друга проверяют. Нет, это все синхронизировано происходит.

Не может получиться так, что все студенты курса одновременно плохо, неправильно поймут курс, хорошо друг друга оценят, потому что они все неправильно поняли? А из чего мы исходим?

Есть очень важная составляющая — это проработка критериев. Это зависит от того, как поставлены критерии. Он проверяет качество работы курса, качество тех систем оценивания, которые там заложены. Случайным образом или на основе какого-то алгоритма выбираются работы, которые смотрит преподаватель.

Есть ли критерии, которые позволяют найти гения?

Кто из них гений, а кто неудачник, мы не знаем. Просто понятно, что есть некоторые основоположные люди, а есть люди, которые почему-то выбиваются. Но такие критерии существуют, которые выдающихся в ту или иную сторону людей вычисляют?

Эти исследования делает отдельный университет. Сейчас действующей технологии нет, но есть проекты, в которых мы планируем это реализовать. Такие проекты являются научными работами сотрудников тех университетов, которые в них участвуют. Они строятся на искусственном интеллекте, на нейросетях.

То есть они сами по себе являются научными проектами?

Мы сейчас достаточно активно работает с тем, в каких сферах от внедрения онлайн-курсов можно получить наилучшие результаты. Да, на нашей платформе можно строить исследования. Нужна ли тьюторская поддержка, должен ли преподаватель оставлять за собой несколько занятий и так далее.

А у нас есть, кроме того, внутри проекта системы, которые обеспечивают слежение за человеком в процессе сдачи контрольных мероприятий. Как это все влияет на мотивацию студентов, увлеченность и так далее.

И, как показала сегодняшняя практика, за этим процессом стоит не просто идентификация человека. Это веб-камера, которая снимает, как студент ведет себя за компьютером в процессе написания контрольной работы или теста. Современные технологии позволяют уже отслеживать состояние человека, что он делает, думает ли он над тем, что он сейчас делает и так далее.

Новые проекты или тематика? В какую сторону вы сейчас хотели бы сдвинуться?

Вот как проект мы хотим двигаться, в первую очередь, в сторону упрощения процедуры подключения онлайн-курсов для образовательных организаций со своей программой. Здесь надо, наверное, разбить вопрос на две составляющие: куда мы хотим двигаться с точки зрения технологии обучения и куда мы хотим двигаться как проект. Это некоторые системные меры, которые мы сегодня реализуем совместно с Министерством образования и науки РФ.

Чтобы не ручками сертификаты передавать, а чтобы они автоматически загружались в информационные системы вузов. Это нормативные документы, разные технологические стандарты. Чтобы не нужно было их по паспорту идентифицировать, потому что университет это сделал, собственно, при поступлении, и так далее. Чтобы студенты ходили на все платформы с единой учетной записью и не забывали свои логины и пароли. Это достаточно большая и сложная работа.

Как некоторую интегральную среду? То есть вы себя рассматриваете еще как платформу для платформ?

И вы для них некоторую инфраструктуру готовы предоставить?

Мы будет провайдерами определенных компетенций, опыта для тех, кто хочет следовать нашему примеру. Мы надеемся, что часть инфраструктуры в данном случае будет создана за счет Министерства образования в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда», который сейчас реализуется.

Некоторую динамику в этом месте можете показать? Очень существенным элементом, с моей точки зрения, является то, что у вас студент действительно может получить зачет-незачет, некоторые баллы, которые учитываются в основном образовательном процессе. Какую часть образовательного процесса вуз способен сгрузить с себя, выкинув в онлайн-среду?

Поскольку я сам из него, то мы пытаемся быть лидерами в области не только создания, но и внедрения онлайн-курсов в учебный процесс. Давайте я приведу пример на базе нашего Уральского федерального университета.

Первое движение — это включение базовых дисциплин в процесс обучения в виде онлайн-курсов. Там есть два таких движения. У нас есть несколько факультетов, которые некоторые базовые дисциплины предлагают студентам пройти в формате онлайн-обучения.

В 99% случаев студенты выбирали интернет, но говорили, что пусть преподаватель приходит хотя бы раз в две недели. Есть ситуация, когда (в первые годы так было всегда) студенту предлагается выбор: хочешь учиться в онлайне — хорошо, не хочешь — ходи в аудиторию. Мы так достаточно часто делали, и потом появилось понимание, так как все студенты все равно соглашаются, то мы стали включать некоторые дисциплины в учебный план по умолчанию.

Мы ввели в свои образовательные программы элемент, так называемый по выбору студента, когда он может выбрать любой курс, в том числе не по его направлению подготовки, из любого университета, который представлен на платформе «Открытого образования». Я хотел рассказать о еще одной интересной модели, которую мы сделали. Там достаточно интересная статистика, студенты брали достаточно разные курсы.

Я думаю, что это будет предмет для публикаций в ближайшие год-полтора. Это очень интересная тема, мы ее называем «стратегией выбора обучающегося», и тоже хотим в этой области определенную статистику собрать и сделать заключение о том, что же движет студентом при выборе онлайн-курса. И с таким увлечением! Там очень много разных аспектов скрывается, потому что мы видим, как некоторые студенты совершенно неожиданно выбирают, обучаясь на направлении истории, какой-нибудь курс по квантовой физике.

Но что делает «Открытое образование»? Пока мы обучаем в рамках государственных образовательных стандартов, то сильно отходить от выбранных направлений мы не можем. То есть человек, который учится на, например, строительном, может взять параллельно своему обучению какое-то количество курсов, связанных с гуманитарными науками. Оно дает возможность дополнительной профессиональной ориентации. И потом перевестись без долгов на соответствующее направление и наоборот.

Насколько много у вас учится не студентов, а профессионалов, которые приходят за тем, чтобы развить себя в разных тематиках или сменить род деятельности?

Люди, которые уже завершили высшее образование или вообще его не получали. Больше 30% — это люди, которые приходят не из студенческой среды, и даже не из школьников. Они хотя получить конкретные знания, конкретные навыки в рамках онлайн-курсов. И среди них есть те, кто имеет профессиональную мотивацию. Есть там и преподаватели, которые повышают свою квалификацию: просто смотрят, как преподают его или другие дисциплины для развития.

То есть по ощущениям, в своей ИТ-области я вижу, что то, что преподают студентам, имеет сдвиг от того, что происходит на практике, лет в пять. Еще одна большая проблема образования, думаю, что не только российского, но и мирового — это существенный отрыв от реальности. Как вы это видите? То, что вы делаете, позволяет этот отрыв сократить и если да, то насколько?

Если сегодня в каком-то университете есть совершенно прорывная технология, какое-то новое знание, то создав по ней онлайн-курс, мы можем его запустить на территории всей страны мгновенно. Очень важный момент. Человек может напрямую получить знания от того носителя, который может быть уникальным.

Можем ли мы рассчитывать, что то, что вы сейчас делаете, вернет нас к тем временам, когда мы российским образованием действительно могли гордиться?

Отвечу лишь на него лишь в той части, что одна из функций нашей системы онлайн-обучения, одна из миссий, которую она решает в университетах — это миссия сохранения лучшего опыта. Сложный вопрос. И мы это можем сохранить на долгие-долгие годы. Потому что мы, в первую очередь, ориентируемся на очень высококвалифицированные кадры, которые знают, как преподавать предмет.

Дата публикации: 23-09-2017

Ещё новости


  20.10.2017  Первый взгляд на Android-смартфон OnePlus 5T с дисплеем 18:9

Новинка появится на рынке под названием OnePlus 5T. Недавно сооснователь OnePlus Карл Пей (Carl Pei) намекнул на то, что китайская компания остановила производство смартфона OnePlus 5 и готовит к выходу...

  20.10.2017  Ноутбук Gigabyte Aorus X9 с двумя видеокартами GeForce GTX 1070 оказался существенно дешевле, чем нам обещали

Затем компания привезла предсерийный образец на Computex 2017. Игровой ноутбук Gigabyte Aorus X9 впервые показали в начале года на выставке CES 2017 в виде прототипа. Теперь эта модель наконец-то появилась...

  20.10.2017  Упоминание о GeForce GTX 1070 Ti замечено на сайте Gigabyte

Например, на сайте уже можно обнаружить пустую страницу, заготовленную для продуктов серии "GeForce GTX 1070 Ti". На приближение первой фазы анонса GeForce GTX 1070 Ti сейчас указывает не только возросшая...

  20.10.2017  Сколько лежачих полицейских нужно, чтобы уничтожить машину?

Она вдохновила целый ряд людей на крайне разрушительные подвиги. BeamNG.drive — это крайне детализованная симуляция, позволяющая изучить реакции разных моделей автомобилей в различных физических условиях....

  21.10.2017  Опубликованы модельные номера смартфонов Samsung Galaxy S9 и S9+, которые получат 6 ГБ ОЗУ и сдвоенные камеры

Согласно сведениям, которые он получил, в начале следующего года на рынке, как обычно, появятся две модели: Galaxy S9 и Galaxy S9+. Аналогичным образом будет обстоять дело и для Galaxy S9+: SM-G965F,...



Все новости
 
 
  © 2003-2017 Ноутбуки и компьютеры
Все права защищены